Виды альтернативных моделей воспитания. Альтернатива школе: обучение на дому, обучение экстерном, онлайн-обучение. Альтернативные системы образования Альтернативные типы школ

Альтернативные формы школьного обучения.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен в жизни. В это понятие вкладывается, в том числе, и успеваемость в школе. Но что делать, если одно упоминание о школе вызывает у сына или дочки страх, раздражение, а то и ненависть? Или ваш малыш болен и не может посещать школу наравне со сверстниками?

Многие родители не имеют представления о своих правах и возможностях ребенка получить среднее образование альтернативным способом, а тем временем закон РФ «Об образовании» предусматривает несколько вариантов надомного обучения с последующей государственной аттестацией и получением учеником документов утвержденного образца: экстернат, семейное и надомное обучение. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, плюсы и минусы, о которых я постараюсь Вам рассказать. Независимо от формы обучения ребенок прикрепляется к определенной школе и классу.

Экстернат – надомная форма обучения, при которой ребенок или осваивает материал полностью самостоятельно, или родители (лица, их заменяющие) заключают в школе договор на платные дополнительные услуги по образованию – в этом случае ребенок посещает оговоренные документом консультации по отдельным предметам по закрепленному графику. Правила экстерната регламентирует Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 г. №19884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

Государственную итоговую аттестацию дети проходят бесплатно. Такая форма обучения хорошо подходит одаренным детям, нередко теряющим интерес к учебе при посещении школьных занятий на общих основаниях, и детям, которым по каким-либо причинам необходимо раньше закончить школу. Экстернат развивает в ребенке ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю. При этом от родителей требуются высокая степень участия в образовательном процессе, особенно если экстернат оформляется ученику младшего и среднего звена, и определенные финансовые затраты, размер которых во многом будет зависеть от способностей ребенка и возможностей родителей оказать ему помощь в освоении учебного материала.

Семейное обучение оформляется любому ребенку по заявлению родителей на имя директора школы или начальника регионального департамента по образованию (иногда директора школ боятся брать на себя ответственность). Право на семейное обучение закреплено в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225 и пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Первое время после появления возможности семейного обучения родителям нередко приходилось сталкиваться с крайне негативной реакцией со стороны администрации школ, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но все равно будьте готовы к тому, что не только учителя, но и ваши знакомые и родные будут выказывать непонимание и неприятие вашей позиции.

При семейном обучении учебную программу ребенок осваивает самостоятельно (с помощью родителей) и посещает школу только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. В каждом конкретном случае решить вопрос о контроле знаний можно по-разному. Иногда дети на протяжении всего учебного года пишут контрольные одновременно с одноклассниками, а по устным предметам отчитываются рефератами, или же ребенок проходит только промежуточную аттестацию по предметам в конце учебного года для перехода в следующий класс и итоговую аттестацию в 9 и 11 классе.

Все права и обязанности сторон (администрации школы, родителей и самого ученика) подробно прописываются в договоре. На основании Приложения №2 к вышеозначенному приказу №225 при семейной форме обучения "родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами".

Как правило, такую форму получения среднего образования выбирают в случае возникновения конфликтных ситуаций в школе, особенно при невозможности перевести ребенка в другую школу, и по религиозным соображениям, с целью оградить ребенка от негативного влияния сверстников и возможного давления со стороны учителей. Так же, как и в случае с экстернатом, семейное обучение предъявляет высокие требования к организованности и ответственности ученика и его родителей.

Экстернат и семейное обучение могут стать настоящим спасением для детей, серьезно занимающихся спортом или живописью, при частых переездах семьи в связи с особенностями профессиональной деятельности родителей (цирковые артисты, военные). В обоих случаях школа обязана предоставлять ребенку любую литературу из своей библиотеки, оказывать консультативную и методическую помощь. Родители или опекуны имеют право присутствовать на промежуточной и итоговой аттестации ученика, что особенно важно при конфликтных отношениях с учителями. Следует иметь в виду, что по решению родителей ребенок может в любое время продолжить обучение в школе, а школа вправе расторгнуть договор в случае, если ребенок не усвоил учебную программу, что было подтверждено во время прохождения промежуточной аттестации.

Среди альтернативных форм получения среднего образования особняком стоит надомное обучение. Право на надомное обучение имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Для оформления надомного обучения необходимо оформить медицинскую справку с заключением комиссии из трех врачей и написать заявление на имя директора школы. При этой форме обучения для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, с учетом его возраста, класса и состояния здоровья. Ребенок может обучаться по общей или вспомогательной программе.

Вспомогательная программа обучения обычно составляется для детей, страдающих психическими заболеваниями, и при тяжелой степени инвалидности. В любом случае режим учебы при надомном образовании существенно облегчен. Продолжительность одного урока строго не регламентируется и зависит от состояния ребенка на данный момент. Временной разброс составляет от 20 минут до 2-х часов, в среднем - 30 минут. Как правило, в течение дня у ребенка имеется 2-3 урока. В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах - 8 часов, в V-VIII классах - 10 часов, в IX классе - 11 часов, в Х-ХI классах - 12 часов в неделю.

При этом решение о распределении часов по предметам принимают отделы народного образования на местах. Из программы исключены второстепенные предметы: музыка, рисование, труд, физкультура, МХК, ОБЖ... Учебный год у таких ребятишек начинается, как обычно, 1 сентября и продолжается в 1 классе не менее 30 недель, во 2-11 классах – не менее 34 недель. Регламентируется и продолжительность каникул: летние - не менее 8 недель, каникулы в течение учебного года суммарно – не менее 30 дней. При надомном обучении по общеобразовательной программе после сдачи итоговой аттестации ученик получает обычный государственный аттестат установленного образца, при обучении по вспомогательной программе – аттестат особого образца с указанием пройденной программы обучения.

Обучение детей на дому создает дополнительные сложности для учителей, многие из них отказываются от таких занятий, поэтому в некоторых случаях, когда состояние здоровья ребенка это позволяет, оформляется так называемое частично надомное обучение. При этой форме обучения для ребенка составляется персональное расписание, и он занимается в стенах школы в индивидуальном порядке. Не возбраняются и занятия вместе со своим классом. Таким образом, больной ребенок имеет возможность общаться со сверстниками, приобретает навыки публичных выступлений, в меньшей степени ощущает свою обособленность. С другой стороны, при необходимости прохождения планового курса терапии, санаторно-курортного лечения, при обострении заболевания исключается вероятность его отставания от программы.

Полный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, субкомпенсированные врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологичесие заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

Многих родителей пугает сама мысль об обучении ребенка в домашних условиях. Но большинство страхов надуманные. Уровень подготовки при альтернативных формах обучения нередко оказывается выше, так как ученик имеет возможность углубленного изучения любимых предметов. Переживания по поводу отсутствия общения со сверстниками тоже лишены основания: ребенок может общаться в кружках и секциях, во время прогулок во дворе (особенно, если речь идет об экстернате или семейном обучении), а при надомном обучении ребенка-инвалида Вы ограждаете его от возможного унижения и издевательств (к сожалению, дети часто бывают жестоки).

Обучаясь в домашних условиях, ребенок избегает многих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, частенько возникают в современных школах. И хотя некоторые психологи считают это недостатком надомного обучения, позвольте с ними не согласиться. По статистике, почти 90% (!) выпускников имеют хронические заболевания внутренних органов и те или иные проявления невроза, и я не вижу ничего плохого в попытке защитить своего ребенка от этих проблем. Единственное, о чем должны помнить родители: после окончания школы ребенку предстоит дальнейшая учеба и самостоятельная жизнь, и если Вы собираетесь взять ответственность за его образование на себя, заранее реально взвесьте свои силы и возможности.
Автор: Татьяна Шитова, педиатр

Одна из основных задач, которую ставят перед собой альтернативные общеобразовательной школе средние учебные заведения (гимназии, лицеи и т.п.), сводится к интеграции с вузовской системой. Выражается это в корректировке учебных программ, которые ориентированы на усиленную подготовку к поступлению и обучению в вузе. Для достижения этой цели корректируется методическая и методологическая база. Разноголосица, характеризующая этот процесс, требует разработки принципов, с позиций которых можно было бы оценить, насколько соответствует уровень притязаний альтернативных систем обучения поставленной цели. Этим продиктована тема статьи, призванной очертить основные контуры стратегии образовательного процесса, для осмысления целей и задач которого необходимо отталкиваться от ситуации, сложившейся в современном среднем образовании.

Указанную ситуацию можно в целом охарактеризовать следующим» чертами: – невозможность возврата к традиционной (советской) модели ввиду ее глубочайшего кризиса. А именно: полного несоответствия "конечного продукта" современному представлению об образованном, культурном человеке, устаревших методов, ориентированных на поточное производство и – как следствия этого – полной девальвации ценностей образования; – неудовлетворительность предлагаемых альтернатив, в частности: содержательный эклектизм, стремление изменить качество образования путем "пристегивания" к основным предметам элективных курсов, методическая разноголосица и – как следствие – методологическая несостоятельность предлагаемых эрзац-моделей.

Общие замечания

Характерные черты имеющихся альтернатив можно суммировать следующим образом:

  • выраженный «негативистский характер, основанный на отрицании модели с ее тоталитаризмом, стандартизированностью и обезличенностью;
  • упор на многообразие форм; предлагаемые модели, как правило, не претендуют на всеобщность;
  • нацеленность на индивидуальный подход; отрицание коллективистского духа в образовании;
  • ориентация на стратифицированное общество с акцентированием в качестве определяющего интеллектуального фактора;
  • кроме того, дополнение профессионализации суммой культурных ценностей, воспитание интеллигентности в традиционном русском смысле.

Образовательные модели

В зависимости от того, какая из этих черт берется за основу, можно условно представить идеальные типы моделей образования.

  • "Культуртрегерский" тип. Формирование личностей, призванных образовать культурный слой, который будет развивать духовные ценности общества и способствовать их сохранению ("озоновый слой" культуры).

Формирование контингента учащихся происходит по некоторым заданным критериям, например нацеливания обучаемого на ценность образования как такового. Преподавательский состав формируется из людей гуманитарно образованных, ориентированных не на ценности профессии, а на ценности культуры, не на социальную, но культурную потребность.

Образовательный процесс отроится по академическому принципу, приближенному к образцу классической гимназии.

  • Профессиональная школа. Формирование специалиста, закладывание профессиональных навыков "с младых ногтей". Цель в большей степени ориентирована на социальные потребности и моду. Контингент учащихся формируется по интересам. Преподаватели – это узкие специалисты, профессионалы. Образовательный процесс строится на четкой профильности программ и жесткой иерархии предметов.(По старой типологии это напоминает деление на классическую гимназию и реальное училище).

2. По методологическому основанию

  • Информационный тип. Основной упор здесь – на профессионализм преподавателей, работающих по четко заданным программам. Ученик – потенциальный банк данных, "сосуд, который нужно наполнить". Жесткая система проверки усвояемости знаний; обучаемого «натаскивают» по определенным предметам.
  • Дидактический тип. Цель – воспитание социально адаптивной личности. Формирование высоконравственного человека и гражданина через личный пример преподавателя, упор на усвоение культурных и духовных ценностей.

3. По методическому основанию (КАК модели)

  • Патронажный тип. Ориентация на результат обучения, который выступает как сумма усвоенных знаний и норм. Процесс одностороннего транслирования, безусловный авторитет учителя и подчинение ученика. Образовательный процесс «постфигуративен»: старшие обучают младших.
  • Диалоговый тип. Акцент на образовательный процесс, цель которого – самореализация обучаемого. Подчеркнутая паритетность отношений учитель – ученик. «Кофигуративный» характер обучения: содержательный диалог, свободный обмен мнениями.

Предложенная типология имеет определяющее значение для разработки конкретной концепции образовательного процесса. А именно, в соответствии с предложенными основаниями необходимо решить группу проблем: содержательных (ЧТО), методологических (ДЛЯ ЧЕГО) и методологических (КАК). Это, в свою очередь, означает выбор между экспериментальной и нормальной школами. Под экспериментальной школой понимается учебное заведение, ориентированное на адекватное воплощение одной из идеальных моделей, игнорируя другие. Цель экспериментальной школы – содержательная разработка одной идеальной модели и ее испытание на конкретном учебном процессе.

Нормальную школу в традиционном смысле нельзя отождествлять с реальной современной общеобразовательной школой. Под ней следует понимать воплощение синтеза идеальных моделей. Не делая эксперимент целью, она использует его в рамках образовательного процесса как вспомогательное методическое средство.

Такой выбор возможен только при адекватной оценке действительной ситуации, так как реализация идеальной модели напрямую зависит от того, что мы имеем в наличии.

Большинство вновь образованных учебных заведений (лицеев и гимназий), в том виде как они существуют сейчас, представляют собой некоторое приближение к нормальной школе с элементами стихийного эксперимента. Иными словами, это набор предметов, усиленный и расширенный за счет корректировки общеобразовательных программ. Прививаемые знания, умения и навыки выше госстандарта, хотя модель проигрывает в смысле системности и интегрированности. Положительным, однако, является то, что эксперимент здесь не является целью.

В этой ситуации наиболее разумной кажется попытка синтеза идеальных моделей на основании представлений о нормальной школе в ее традиционном варианте.

Модель нормальной школы

Итак, сознательно предлагается нормальная школа в ее классическом варианте. Идеальная цель образования – ВОСПИТАНИЕ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ.

Это классический идеал просвещения, который не следует путать с идеалом культурной революции ("ни одного неграмотного"), не преодоленным до сих пор.

Будучи прирожденной, способность суждения в то же время не означает равного обладания ею. Таким образом, реализация этого идеала предполагает элитарный характер предполагаемого учебного заведения.

Что есть способность суждения? Способность суждения – возможность судить о том, что попадает в познавательный горизонт личности. Здраво судить, в свою очередь, означает способность давать ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, ЭТИЧЕСКУЮ и ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ, руководствуясь аналитическими и синтетическими способностями разума.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА предполагает развитое суждение вкуса, то есть возможность оценивать реальность в категориях прекрасного.

ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА предполагает личностно усвоенный моральный императив: способность оценивать реальность в категориях добра и зла.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА содержит в себе прагматический и теоретический моменты. Прагматический момент – возможность оценивания с точки зрения пользы (практический интерес); теоретический момент – способность оценивать знание с точки зрения истинности и ложности (умение правильно мыслить).

Этим типам оценки подвержены любые явления; целью реализации идеала является воспитание в личности умения дифференцированно оценивать мир, в котором она живет. Это – способность не только пребывать в этом мире, но мысленно подняться над ним, понять его и свое место в нем, рассматривать и себя в мире, и мир для себя. Это также способность оценивать свои представления о нем, соотносить их и выстраивать в систему. Это можно назвать рефлексивностью мышления, которая отличает от обывателя человека культуры и дает последнему адекватное представление о средствах обращения с окружающей действительностью.

Реализация этого идеала предполагает четкое деление познавательного горизонта на содержательную составляющую и на то, КАК организовывать это содержание, тогда как в современном образовании вторая составляющая почти не принимается в расчет. Таким образом, решая содержательные задачи, сумму знаний как таковых необходимо дополнять представлением о способах структурной организации этого знания.

Этот идеал позволяет синтезировать приведенные выше модели. Воспитание способности суждения – достаточное основание такого синтеза, что на выходе означает:

  1. Формирование профессионально ориентированного ученика дополняется увязыванием различных предметов в целостность единого культурно-смыслового поля, а практическая ценность знания сочетается с самоценностью знания как такового.
  2. Образ ученика как широко информированного человека совмещается с образом гармонически развитой личности – личности, способной не только блистать эрудицией, но и отвечать за свои поступки.
  3. Учитель, который традиционно воспринимается как носитель и транслятор знаний, выступает здесь и как старший товарищ, и как собеседник, с которым можно говорить на равных.

В идеале концепция рассчитана как на четкую структуру образовательного процесса, так и на высокую степень вариативности в конкретных методах преподавания. Очевидно преимущество предлагаемой модели и в системе интегрированного обучения «ШКОЛА-ВУЗ». В самом деле, овладение методами организации знаний значительно увеличивает потенциал обучаемого, который способен к его самостоятельной организации. Крылатая формула "учат в школе – в вузе учатся сами" в данном случае приобретает вполне конкретное содержание. Вопрос только в том, чему учат в школе, и здесь упор, несомненно, должен быть сделан на обучение самой способности учиться.

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.

Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Принципы обучения - общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.

Виды альтернативного обучения:

Экстернат. Под этим строгим словом подразумевается порядок сдачи экзаменов по курсу полной средней общеобразовательной школы для тех, кто в ней не обучался. Ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как и с кем он занимался, никого волновать не должно.

Если вы решились на экстернат, то, по российскому законодательству, любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить вам возможность сдачи школьной программы экстерном.

Система школ Монтессори. Лицензированная система школ, которая относится к ученикам как к «независимым учащимся». К сожалению, эта система рассчитана только на детей до шести лет. Поэтому современные школы могут всего лишь взять на вооружение «Монтессори-принципы».

Вальдорфская система образования, или школа «американского» типа, - крупнейшее и все более ширящееся в мире движение (всего - около 800 школ в различных странах). Чтению начинают учить со второго класса, хотя детей и знакомят с буквами. Классный преподаватель обучает, наблюдает и опекает детей в течение восьми лет, на протяжении всей их школьной жизни.

Учебников в вальдорфских школах нет: учащиеся обходятся одной рабочей тетрадью. Старшеклассники используют учебники как дополнение к основным занятиям. В России вальдорфские школы существуют лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве).

Школа академика Щетинина представляет собой общину, которая находится в лесу. В этом, по сути, маленьком государстве нет одновозрастных классов, учебников и уроков. В основе деятельности школы - пять «китов»:

нравственно-духовное развитие каждого;

устремленность к познанию;

труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях: например, все корпуса школы построены самими учениками);

формирование чувства прекрасного, утверждение прекрасного во всем;

мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк(Екатеринбург).

Принципы этой школы - отказ от обязательных занятий, от одновозрастных учебных групп и почти полностью - от оценок. Учащихся не делят на классы, а у каждого учителя (руководителя студии) есть «воспитанники»-подмастерья.

Как считает основатель Школы-Парка, лучший документ об образовании - портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика. На нем-то и следует основываться при приеме в вуз и на работу.

Домашнее обучение. На это могут пойти далеко не все родители, да и трудно представить в наше время развитие ребенка без школы и общения. Однако же раньше домашнее образование было повсеместным. Если есть сильные преподаватели и хорошая гувернантка, можно на дому получить блестящее образование. Правда, обучаемый может столкнуться с определенными трудностями в будущем.

Альтернативные школы сейчас существуют в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). И эта деятельность не лицензируется. Кстати, документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает.

На протяжении нескольких поколений в нашей стране школа была неотъемлемой частью жизни детей и подростков. Именно там они получали знания, обзаводились новыми знакомствами, учились выходить победителями из конфликтных ситуаций. Увы, сегодня она совсем не та, какой была еще 20-30 лет назад. Это заставляет все большее количество родителей всерьез задуматься о поисках альтернативы школе. Давайте разберемся с этим крайне важным вопросом более серьезно.

Плюсы обычной школы

Прежде чем рассматривать альтернативное образование, давайте разберемся с плюсами простой школы, в которой учится подавляющее большинство детей и подростков.

Самый главный из них - простота. Родителям в этом случае приходится по минимуму принимать участие в учебном процессе. Ребенка приводят в школу утром и забирают в обед, а со временем он сможет ходить в школу и обратно самостоятельно. Родителям приходится лишь несколько раз в год посещать родительские собрания. Правда, если ребенок не отличается послушанием и усердием, то, возможно, придется также иногда посещать школу, чтобы разобраться со сложными ситуациями.

При этом большинство детей сравнительно легко получают аттестаты о среднем образовании. Пусть не все становятся отличниками, но ведь и с тройками сегодня можно поступить в вузы, построить успешную карьеру. Поэтому лишний раз напрягаться ребенку обычно не приходится.

Наконец, что немаловажно, школьник привычно проходит социализацию, становясь частью более или менее слаженного коллектива. Он привыкает жить по давно выверенному шаблону. Сначала оканчивает школу. Затем поступает в вуз - обычно на платное отделение. Затем находит работу (чаще всего не по полученной профессии) и трудится до пенсии. Схема проста, выверена и почти не дает сбоев.

Почему родители отказываются от школ?

Но, несмотря на простоту и надежность обычной школы, количество родителей, всерьез задумывающихся о поиске альтернативы школьному образованию, стремительно растет. Почему же? На то есть несколько причин.

В первую очередь следует признать, что совершенно не направлена на то, чтобы дать детям образование. Взять хотя бы образование в тяжелые девяностые годы, не говоря уже про более ранние 30-е годы прошлого века. В это время учителя, зачастую месяцами не получая зарплату, старались дать ученикам максимум информации, донести до них определенные правила, теоремы, законы наук. Что же творится в школах сейчас? Увы, мы стремительно идем по тому же пути, по которому полвека назад прошли многие страны Европы. Теперь любое обучение призывают признать формой насилия над личностью. Ведь ребенку, понятное дело, гораздо интереснее играть, чем изучать правила русского языка или теоремы по геометрии. Однако играя, школьник не сможет развивать мозг, а это необходимо для успешного нахождения места в жизни. Поэтому есть смысл надавить на него сегодня, заставлять переступать через "хочу - не хочу", чтобы обеспечить лучшую жизнь завтра.

К сожалению, современное образование придерживается иной точки зрения. В результате школа уже не столько обучает, сколько развлекает. И, если честно, крадет у ребенка больше десяти лет жизни, почти не давая новых и полезных знаний, не говоря уж о прививании ценных навыков.

Также стоит отметить, что в обычном классе обучается 25-30 учеников. А урок длится 45 минут. Таким образом, объяснив тему, даже очень хороший учитель, чувствующий, что обучение - это его призвание, и старающийся максимально отдать себя ученикам, может уделить каждому из них не больше чем по 1 минуте за урок. Следовательно, за шесть уроков в день ученик может рассчитывать на 6 минут внимания со стороны учителя. И это в том случае, если педагог действительно работает с полной самоотдачей. Не так уж и много, не правда ли?

Какие формы обучения предусматривает законодательство?

Теперь давайте разберемся, какие предусматривает формы обучения на дому закон об образовании.

В первую очередь это обычное образование в домашних условиях. Ученик получает необходимые знания по учебникам, самостоятельно, с помощью родителей или приглашенных репетиторов. Однако ему все равно придется несколько раз в год посещать школу - чтобы сдать экзамены по действующей программе. Да, он все равно остается прикрепленным к школе, хотя и свободен от необходимости ходить туда пять дней в неделю. Получая соответствующие оценки на экзаменах, ученик будет получать в конце года табель, а после 9 и 11 классов - соответствующие документы.

Также некоторым родителям стоит рассмотреть вариант с надомным обучением. Но подходит он не всем, а только больным детям, которые при всем желании не могут посещать обычную школу.

Обучение на дому

Давайте рассмотрим наиболее распространенную альтернативу школе - домашнее обучение. Здесь имеются серьезные плюсы и минусы. Начнем с плохих новостей.

В первую очередь на родителей ложится большая дополнительная ноша - придется тратить много времени или денег. Если вы достаточно образованы, то вполне сможете дать весь школьный курс ребенку самостоятельно. Но будьте готовы к тому, что час, два, а то и три в день вам придется проводить с ребенком, помогать ему постигать науку. Далеко не каждый родитель может позволить себе такую роскошь - времени вечно не хватает из-за работы и дороги туда и обратно. К тому же не каждый взрослый человек достаточно хорошо помнит школьную программу, чтобы помочь ребенку разобраться с нею.

Еще один минус - недостаток общения. В школе ребенок волей-неволей проводит среди сверстников по несколько часов в день. Здесь он учится заводить друзей, приживаться в коллективе, где-то идти на уступки, а где-то становиться лидером, диктующим свои условия окружающим. Если же ребенок вместо этого проводит те же часы дома, он оказывается лишен такой возможности.

Нередко имеет место предвзятое отношение со стороны учителей. Ребенок на домашнем обучении вообще является своеобразным вызовом со стороны родителей. Они как бы говорят, что не доверяют профессионализму преподавателей. В результате некоторые из педагогов срываются на ребенке, намеренно занижая оценки везде, где есть такая возможность, при сдаче экзаменов.

Теперь перейдем к плюсам. Главным из них является возможность подстраиваться под конкретного ученика. Например, одному ребенку легко дается математика, а вот на то, чтобы выучить десяток слов по-английски, приходится тратить много времени. Соответственно, можно экономить время на первом, чтобы отдать его второму. В обычной школе подобное невозможно - учитель вынужден идти по программе.

Не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно - в некоторых случаях экономится больше часа в день.

Всегда есть возможность выдерживать темп, подходящий ребенку. Одну тему по математике он может освоить за считаные минуты, а другая вызовет проблемы. И здесь нет учебного плана, который заставил бы его тратить несколько часов на первую, мельком изучая вторую. Это действительно очень важно. Глупо бросать тему и переходить к следующей, если ребенок не освоил ее. Но еще хуже заставлять ребенка тратить лишнее время на изучение темы, которую он уже понял и освоил - это убьет в нем интерес к образованию и получению знаний. И пожалуй, это худшее, что может сделать учитель для ученика.

Некоторые предметы при таком образовании можно вообще вычеркнуть. К примеру, зачем ученику тратить три часа в неделю на физкультуру, если он ходит на плавание, бокс или спортивную гимнастику, которые дают ему гораздо больше? Или столько же времени на труды, когда родители смогут в домашней обстановке объяснить те же темы более наглядно.

Довольно часто несколько родителей, объединившись, создают собственную маленькую школу. Находя помещение, они нанимают репетиторов, которые занимаются с их детьми. Это позволяет получить прекрасные знания при минимальных финансовых затратах. Например, один час репетитора стоит 500 рублей (цена может сильно изменяться в зависимости от возраста детей, города и запросов педагога). Но обычно можно договориться с ним, чтобы он обучал группу из 5 человек за 1000 рублей. Следовательно, за одного ученика придется потратить всего 200 рублей. При этом он получит индивидуальный подход, который позволит легко освоить любую тему. Такие клубы семейного образования становятся сегодня все более популярными, так как имеют все плюсы обычной школы и практически полностью лишены ее минусов.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что домашнее обучение имеет определенные преимущества и недостатки. Что является более важным, решать только родителям.

Оканчиваем школу экстерном

Очень часто родителей, ценящих время своего ребенка, интересует, как закончить школу экстерном. Это вполне разумное решение. Опытные педагоги признают, что современное образование является искусственно затянутым. При правильном подходе и организации 11-летнюю программу обучения вполне можно освоить за 6-8 лет в зависимости от способностей ученика. Только представьте - ребенок экономит от 3 до 5 лет! Насколько больше полезных знаний он сможет получить до 18 лет, когда большинство его сверстников только окончат школу. Как минимум одно среднее специальное или даже высшее образование (очно или заочно). И ведь для этого достаточно знать, как закончить школу экстерном. А ответ на этот вопрос достаточно прост.

Приятно, что обучение экстерном является вполне законным - по сути, это и есть домашнее обучение. То есть ученик, проходя школьную программу дома, сдает экзамены в школе. Но не обязательно следовать программе - если есть опытные наставники и интерес к обучению, почему бы не пройти годовой курс за полгода? В школах по-прежнему предусмотрена возможность проходить за один календарный год двух- и даже трехлетнюю программу. Талантливый ребенок легко сможет окончить школу в 14 лет, после чего самостоятельно или с помощью родителей решать, как распорядиться освободившимся временем - поступить в колледж, вуз, найти подходящую работу или же заниматься чем-то другим.

Глупо отрицать - это очень хорошая альтернатива школе, особенно современной, которая принадлежит к структуре, вовсе не заинтересованной в том, чтобы страну населяли умные, сильные и решительные люди. Помните, что только вы отвечаете за образование и, соответственно, будущее своих детей.

Дистанционное образование

В последние годы все большей популярностью пользуется онлайн-обучение. В чем оно заключается? По сути, это своеобразная форма заочного образования. Но для обучения и сдачи экзамена ученикам и учителю не нужно находиться в одной комнате. Благо, современные технологии позволяют преподавателю общаться с учеником, находясь в сотнях и даже тысячах километров друг от друга.

По сути, это является одной из разновидностей клубов семейного образования или же репетиторства. Плюсом является тот факт, что не нужно искать подходящее помещение, если планируется собрать в одном месте группу детей. Также отпадает необходимость тратить время на дорогу - в условиях мегаполисов это является крайне важным преимуществом. Ведь в некоторых случаях репетитору, чтобы провести один час с учеником, приходится тратить столько же времени или даже больше, чтобы добраться к нему и вернуться домой. Разумеется, это доставляет лишние хлопоты учителю и заставляет его повышать свои расценки, что бьет по семейному бюджету семьи ученика.

Но все-таки определенные минусы онлайн-обучение тоже имеет. Хотя бы потому, что большинство учеников чувствуют себя более комфортно, когда учитель находится рядом, а не на экране компьютера. Однако с этим минусом чаще всего приходится мириться, чтобы выиграть в другом.

Также можно получать среднее образование дистанционно, обучаясь в специальных школах. Ведь на сегодняшний день в нашей стране существует довольно много школ, имеющих лицензию государственного образца, но при этом программа их сильно отличается от стандартной, используемой в простых средних учреждениях. Более подробно о них расскажем чуть позже. Здесь же стоит упомянуть, что при дистанционном обучении ученик или его родители получают примерную программу, которую школьник должен освоить. С учителями на связь выходят для сдачи готовой работы, а также в случаях, когда возникают какие-то трудности при ее выполнении.

Альтернативные школы

Для нашей страны такие школы являются довольно необычными, непривычными. Зато в Европе и США их много. Причем программы везде сильно отличаются. Одни стараются разработать нечто совершенно новое, в то время как другие берут за основу программу, используемую в школах в конце девятнадцатого века. Удивительно, но выпускники последних учреждений часто демонстрируют высочайший уровень образования.

Не стоит считать такую разницу в количестве альтернативных школ отсталостью нашей страны. Скорее наоборот - на Западе необходимость в их появлении возникла гораздо раньше потому, что в России до недавних пор средние школы давали все необходимые знания. Увы, сегодня, в ходе многочисленных реформ, образование становится все хуже. Родители, желая дать детям лучшие знания, ищут пути для его получения. И альтернативные школы помогают им в этом.

Таких школ очень много: Монтессори, академика Щетинина, с вальдорфской системой образования - перечислить все будет сложно. Каждая имеет определенную программу, достоинства и недостатки. Некоторые из них являются бесплатными, но попасть туда довольно сложно. Другие же - платные, причем оплачивать обучение могут позволить себе очень немногие наши соотечественники. Конечно, нужно очень серьезно подходить к выбору школы - она окажет немалое влияние на жизнь вашего ребенка.

Боремся с недостачей социализации

Родители, выбирающие в качестве альтернативы школе домашнее обучение, часто жалуются, что их дети в результате оказываются не слишком общительными, практически лишенными коммуникативных навыков. Это действительно серьезная проблема - даже гений, не умеющий общаться и заводить знакомства, не сможет добиться многого. Но объяснить это легко: пока другие дети общаются в школах (увы, сегодня общаются гораздо больше, чем учатся), они развивают навыки коммуникации, учатся встраиваться в систему. При домашнем обучении ребенок лишен такой возможности.

К счастью, проблему легко решить, если вовремя ее заметить. Ведь существует множество творческих и спортивных кружков, где ребенок может встречаться со сверстниками. Причем это даже лучше, чем школа. Все-таки в классе собираются дети, зачастую не имеющие ничего общего, кроме возраста и примерного места проживания. В кружках и секциях ребенок встречается с единомышленниками. Здесь они занимаются общим делом, которое интересно всем. Это может быть пулевая стрельба, изготовление моделей самолетов, вышивка бисером, игра на гитаре, рисование, спортивное ориентирование - выбор огромен. Завязать знакомства в таком окружении будет довольно легко. И две-три таких секции станут прекрасным дополнением к альтернативной системе образования.

Выбираем лучший вариант

Так как же быть - отдавать ребенка в обычную школу или заниматься его образованием самостоятельно? На самом деле вопрос гораздо более сложный и глубокий, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь нужно изучить стремления ребенка и его задатки. Глупо пытаться вырастить из обычного ребенка юного гения, способного в 14 лет поступить в вуз, а то и окончить его. Ему будет просто некомфортно в среде более умных сверстников, здесь он станет белой вороной. В обычной школе он почувствует себя "своим". К тому же высоко он не взлетит, но и низко не упадет - пойдет по проторенной и привычной тропе: детский сад, школа, университет, работа.

А вот родителям детей, обладающих действительно серьезными задатками, все-таки стоит постараться. Пусть придется тратить больше времени, сил и денег на их образование, зато будет возможность дать ребенку билет в большое будущее. В обычной средней школе ему слишком тесно, нет возможности реализовать потенциал, зато есть риск стать изгоем, белой вороной. Ему лучше подойдет именно альтернативное образование, подстраивающееся под него, а не требующее обратного.

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете, как получить среднее образование при домашнем обучении, а также избежать многих проблем, часто возникающих на таком пути. Надеемся, что статья поможет принять правильное решение и помочь ребенку найти себя в этой непростой жизни.

Сейчас к школам со стороны различных социальных групп одновременно предъявляются радикально разные требования и обращены во многих смыслах про­тивоположные ожидания. Едва ли не все при этом утверждают, что школы не справляются со своей работой, но в том-то и дело, что нет никакой возможности договориться о том, в чем, собственно, эта работа должна заключаться. Однако все же основной упрек, адресо­ванный традиционной системе образования, состоит в том, что она непрерывно приспосабливает учеников к школе, а не школу к учени­ку, если воспользоваться знаменитым выражением Александра Нил-ла - человека, которого называли и продолжают называть самым ве­ликим революционером в истории педагогики.

Александр Нилл так говорил об особенностях своей школы: «... мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть са­мими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от вся­кой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких мо­ральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требова­лось, у нас было, а именно - глубокая вера в ребенка, вера в то, что ребенок по природе своей существо доброе, а не злое. ...Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться».

Место принуждения должны занять самостоятельность и свобода. В школе Нилла ученики не обязаны ходить на уроки, и именно поэтому они их посещают. Их приводит на занятия личный интерес. Все появив­шиеся в XX веке (и продолжающие появляться) образовательные сис­темы стремятся усилить роль спонтанной, естественной составляющей образования. Эти «свободные», «альтернативные», «прогрессивные» но­вые школы провозглашают в качестве основной ценности развитие лич­ности в процессе образования. («Альтернативные» в переводе с латыни означает «другие», т.е. иные, нежели традиционные.)

Интересно отметить, что традиционное и прогрессивное образо­вания используют разные понятия, вообще разный язык для обсуж­дения профессиональных проблем. Ключевыми словами первого язы­ка выступают характер, самоконтроль, мудрость веков, дисциплина, умственные способности, производство, тренировка ума, основные предметы. Им противостоят слова прогрессивистов: рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности учащегося, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование, школа как сообщество.

Так называемое прогрессивное образование (в США) питалось идеями Джона Дьюи, который указывал, что само по себе развитие личности является единственной нравственной целью, что с точки зрения морали смысл демократии состоит в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества. А необходимым условием развития как для личности, так и для сообщества является способность создавать свое собственное новое понимание мира, но одновременно и кон­структивно откликаться на идеи, выдвигаемые другими людьми, а также принимать чужую точку зрения не как нечто абсолютно чуждое, но с сочувствием понятое. Организованное в связи с такими идеями

образование резко отвергает принуждение и строит школьную прак­тику вокруг собственного опыта ребенка.

Последнее вовсе не означает, что ученик должен быть полностью предоставлен сам себе. На практике такое построение образователь­ного процесса приводит к гораздо более многочисленным и более тесным контактам между учителем и учеником, чем было когда-либо в традиционной школе. Руководства со стороны учителя стано­вится даже больше, но оно основывается на совершенно иных прин­ципах.

Что же отвергает Дьюи в традиционном образовании? Во-первых, утверждает он, такое образование предназначено для стабильного социального устройства, которого давно не существует; во-вторых, ребенку навязываются стандарты, предметное содержание и методы работы взрослых, которые абсолютно чужды учащимся, находятся далеко за пределами их жизненного опыта.

Большим авторитетом пользуются сейчас в мире образовательные системы, связанные с именами Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера. Мария Монтессори, итальянский педиатр и психиатр, обнаружила, что дети как с задержками развития, так и нормальные лучше обучаются при активной собственной работе с предлагаемыми им материалами. Она разработала многочисленные пособия для ис­следования цветов, форм, текстуры, звуков, элементов языка и даже геометрических отношений - наборы разных предметов, коробки, сосуды, веревочки. В этой специально организованной среде, как об­наружили сама Мария Монтессори и ее последователи, дети получа­ют чувство уверенности в себе, обнаруживают способность сконцент­рироваться и явный интерес к учению.

В школах Монтессори дети объединяются в разновозрастные груп­пы, они могут по желанию упражняться индивидуально или в малых группах большую часть учебного дня. Класс в Монтессори-школе по­хож на мастерскую, занятую разнообразной деятельностью. Девизом Монтессори-обучения служит следующее высказывание (от имени ребенка): «Помоги мне сделать это самому». Трогательна и вырази­тельна эмблема: рука ребенка прислонилась к руке взрослого, что под­черкивает самостоятельность младшего - не взрослый взял ребенка за руку и ведет туда, куда ему кажется нужным, а ребенок выбирает путь, опираясь на помощь взрослого.

Рудольф Штайнер - весьма своеобразный философ-мистик, ос­нователь так называемой антропософии. После первой мировой

войны он разработал систему образования, которая должна была служить средством культурного и духовного возрождения Европы. Штайнер считал, что современное ему западное общество слишком большое внимание уделяет материальным ценностям в ущерб духов­ности и творческой изобретательности. Он предложил подход, при котором познавательные возможности, способности к искусству и нравственные основы стараются развивать совместно, в единой це­лостности. Программа обучения в вальдорфских школах (первая такая школа была создана для детей работников фирмы Вальдорф-Астория в Штутгарте в 1919 г., что и закрепилось в названии) опирается на мифологию, легенды и искусство с целью возбуждения в ребенке творческой активности.

Первые восемь лет с группой учеников работает только один учи­тель. Все применяемые методы обучения тщательно разработаны с тем, чтобы соответствовать фазам психического и духовного развития ребенка (по Штайнеру). Для создания необходимого окружения в этой системе также (как и в системе Монтессори) имеют очень боль­шое значение цвет, форма, музыка. Учебный материал предъявляется, по возможности, в виде увлекательных историй, в поэтической форме. Существует особый «предмет», вводящий ученика в мир выразитель­ных движений, - эвритмия. В вальдорфских школах стараются все­мерно развить воображение ребенка и дать ему средства художествен­ного выражения внутреннего мира.

В англоязычных странах одно из течений в альтернативном обра­зовании представлено школами квакеров - последователей протес­тантской мистической секты, основанной в XVII веке Джорджем Фоксом. Основа его учения состоит в том, что каждый человек содержит зерно божественного, каждый имеет доступ к «внутреннему свету», который может открыть ему важные аспекты истины, если только человек научится усмирять эгоизм. Поиск истины не может быть предписан извне, а является, по Фоксу, личным эксперимен­тальным исследованием. Квакеры выдвигали требование неограни­ченной свободы человека.

При такой духовной перспективе образование, как и богослуже­ние, становится процессом личностных исканий, поддерживаемых дружественным и заботливым окружением. В квакерских школах Америки царит теплая демократическая атмосфера, межкультурная и межрасовая гармония. Они занимают значительное место в альтерна­тивном образовании.

Движения за изменение привычных способов образования возни­кают и в рамках самой традиционной системы. В Соединенных Шта­тах, например, все большее число учителей английского (родного) языка не удовлетворяется рутинными методами обучения чтению (по далеким от жизни учебникам с тщательно отобранным словарем, вроде нашего «мама мыла раму»). Подход, который получил название «целостный язык», основан на том, что дети наилучшим образом научаются читать и писать так же, как они научаются ходить и го­ворить, т.е. просто делая это, погружаясь в это. Учителя, работающие таким образом, создают богатую языковую среду, включающую чте­ние оригинальных книг, писание писем, рассказывание историй, дискуссии, создание журналов. Делая учение значимым и одновре­менно увлекательным для учеников, учителя этого направления со­здали свои организации для реформирования школьного управления и разработки программ. Все большее число педагогов при выработке методик обучения начинают обращать серьезное внимание на учет стадий развития ребенка. Постепенно многим становится понятно, что очень трудно чему-нибудь научиться, сидя на жестких стульях и дыша в затылок друг другу. Начинают появляться программы типа «исследовательский класс» или «свободный класс».

Само наличие в обществе альтернативных образовательных систем оказывает заметное влияние на традиционную школу. В нашей стране в течение многих десятилетий не было вообще ничего альтернатив­ного, поэтому и ныне многие поколения российских учеников и учителей просто не знают, что возможна еще какая-то образователь­ная система кроме самого жесткого варианта традиционной. Тем не менее в последнее десятилетие уходящего века и в России появилось немало различных учреждений альтернативной педагогики.